После трагедии в Иркутске экспертное сообщество еще сильнее разделилось на два лагеря. Одни считают, что надо поднять акцизы на медицинский спирт и запретить продавать алколосьоны. А другие, наоборот, обвиняют в том, что из-за слишком дорогого алкоголя народ и вынужден употреблять «боярышник» и прочие суррогаты. Уровень жизни-то низкий. Мол, вот из-за этого потребление нелегальной водки и растет.
— В стране действует сильнейшее алкогольное лобби, — рассказал «КП» директор Института политических исследований Сергей Марков. — Водочные производители организованно заносят деньги крупным чиновникам. Не удивлюсь, если сейчас власти все же пойдут навстречу спиртовому бизнесу.
Плюсы и минусы есть и у дорогого, и у доступного спиртного.
БОЛЬШЕ СТОИТ — МЕНЬШЕ ПЬЮТ?
Плюсы дорогой водки…
Дополнительные доходы в бюджет. За первые пять месяцев 2016 года в бюджет пришло 123,3 млрд рублей с продажи алкоголя. В 2015 году от уплаты акцизов на алкогольные напитки казна пополнилась на 279 млрд. рублей. Это как три годовых бюджета на поддержание физкультуры и спорта и 2,5 годовых бюджета культуры.
Еще дорогая водка так или иначе снижает ее популярность. Те люди, кто точно пить суррогаты не будут, но и платить по 200 — 300 рублей за пузырь «беленькой» не хотят, переходят на пиво или вино. Вред от слабоалкогольных напитков ниже. По данным экспертов, за первые три месяца 2016 года производство пива увеличилось на 6,4%. А популярность безалкогольного и вовсе выросла на 34,5%! То есть, какие-то результаты у официальной антиалкогольной кампании есть.
… и ее главный минус
Рост контрафактной продукции. Чем дороже водка в магазине, тем больше людей переходят на суррогаты. По крайней мере так считают эксперты ЦИФРРА. По их мнению, потребление алкоголя в России — это константа. Мол, меньше пить все равно не будут. Потребление алкоголя россиянами — это как один большой сообщающийся сосуд. Его объем если и меняется от года к году, то не сильно. Если в этом сосуде объем легального спиртного уменьшится (за счет акцизов, ограничения времени и мест продажи), то доля нелегального спиртного возрастет. За примерами далеко ходить не надо — в советское время, когда с водкой появлялась напряженка, спирт гнали из резинового клея БФ, из флюса для пайки, из тормозной жидкости.
МЕНЬШЕ СТОИТ — МЕНЬШЕ УМИРАЮТ?
Плюсы дешевой водки…
Эксперт алкогольного рынка Вадим Дробиз уверен, что потребление спиртного с низкими акцизами останется на том же уровне, зато травиться люди перестанут. Ведь теневой сектор крепкого алкоголя занимает в России какой-то совершенно чудовищный процент! Почти 14% потребляемого спиртного — это настойки и лосьоны. Паленая водка — это еще 14%, еще 17% — это самогон. Итого 35%. А на качественную заводскую водку приходится лишь 42%. Поэтому Россия на первом месте в мире по количеству смертей, вызванных употреблением алкоголя.
Если официальные производители смогут занять еще 35% рынка, вытеснив контрафакт, то доходы их вырастут, появятся новые рабочие места, отчисления в местные бюджеты тоже увеличатся. Ну и конечно, врачам не придется откачивать людей, отравившихся метанолом. Риск его присутствия в паленой водке, конечно, гораздо выше.
— Чтобы люди не потребляли суррогат, нужно сделать самое главное — снизить стоимость алкогольных напитков, — считает Михаил Смирнов, главный редактор портала «Алкоголь.ру». — Такое засилие суррогата, как сейчас, в России было на рубеже 19 и 20 веков. Тогда ситуацию исправил министр финансов Сергей Юльевич Витте. Он ввел госмонополию на дешевую водку, выпустил новый формат емкостей — маленькие бутылочки. Всякие «чекушечки» и «мерзавчики». Стоили они дешево из-за своего объема и постепенно вытеснили с рынка подделки. А деньги с их продажи пополнили бюджет.
… и ее минусы
Рост потребления алкоголя. Как ни крути водка (хоть и официальная), потребляемая в больших количествах, сильно вредит здоровью. Цирроз печени, язва желудка, слабоумие — это лишь часть последствий алкоголизма. Тем более что, по словам наркологов, большинство смертей от отравления алкоголем (а это 15 тысяч человек) происходит от злоупотребления (читай — передозировки) алкоголем, а не по причине его плохого качества.
— Посмотрим антиалкогольную стратегию Евросоюза 1970-х годов. Эксперты посчитали, что на борьбу с последствиями употребления спиртного уходит в пять раз больше денег, чем может быть получено при продаже, — рассказал «КП» врач-нарколог Сергей Полятыкин. — Еще в 1990-х годах московские ученые в исследованиях показали, что до 50% пациентов, поступающих с острыми заболеваниями на «скорой», получили свои болезни из-за хронического употребления алкоголя в больших дозах.
И наконец, пьянство населения (а как иначе, если водка будет дешевой?!) приводит к росту преступности.
— Могу с уверенностью сказать: тяжкие и особо тяжкие насильственные преступления сплошь совершаются лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Все 100%. Драки, поножовщина — все «по пьянке», — рассказала хабаровский прокурор Людмила Розыева.
ВМЕСТО ВЫВОДА
Однозначно ответить на вопрос «Какая должна быть цена водки?» невозможно. И у того, и у другого способа есть как плюсы, так и минусы. Тем не менее в большинстве стран мира пошли именно по пути удорожания алкоголя. И он привел к тому, что потребление снизилось. Другое дело, что в этом случае необходимо усиливать контроль за производством. Ну и не перегибать палку при повышении акцизов. Ведь резкий рост провоцирует моментальное повышение спроса на нелегальное спиртное. Поэтому кто бы что ни говорил о пользе дешевой водки (лоббисты от бизнеса, ратующие за это решение, тоже используют иркутскую трагедию в своих целях) — побочных эффектов у нее гораздо больше, чем у более дорогой водки.
ВОПРОС РЕБРОМ
Валокордин подорожает и станет недоступным?
Сейчас высокими акцизами хотят обложить весь алкоголь, включая медицинский спирт. Тогда ожидаемо подорожают вполне себе безобидные лекарства (корвалол, валокордин, капли вотчала) и парфюмерия, в которых содержится спирт. Плюс есть идея продавать их только по рецептам. То есть, теперь, чтобы купить безобидные капли, нужно будет провести часы в очереди в поликлинике. Но так ли уж страшно все будет на самом деле?
— Корвалол, валокордин можно заменить таблетками с пустырником, валерианой, — заявила «КП» глава аптечной гильдии Елена Неволина.
— Сухие таблетки по эффективности не уступают каплям. Никакого ухудшения состояния из-за того, что пожилые люди лишатся своего корвалола, не будет. В конце концов, он лишь успокаивает, а не реально лечит, — считает врач-геронтолог Юрий Конев.
А вот жизненной необходимости в бытовых алколосьонах нет. Роспотребнадзор уже запретил их продавать (пока в течение ближайшего месяца). А некоторые эксперты и вовсе предлагают разбавлять косметические настойки рвотными средствами, чтобы их можно было использовать по назначения, а выпить не получалось никак.
http://www.omsk.kp.ru/daily/26624/3642476/ — Официальный ресурс статьи.